Снегоход Тайга

 руководство по ремонту и эксплуатации
           



Эксплуатация    Двигатель   Трансмиссия   Подвески    Корпус/рама   Электрика/схемы    Каталог з/ч
 
 Дополнительные статьи
Обзор снегохода Тайга
Обзор снегоходов фирмы BRP 2018 года
Cнегоход Lynx Boondocker 4100 DS 850
За рулём туристических снегоходов "Polaris"
Снегоходы Polaris на выставке
Тест снегоходов Polaris в Сибири (2000 г)
Обзор снегохода Polaris 550 Indy Voyager
Краткий обзор снегохода "Рысь"
Обзор снегоходов Yamaha
Снегоходы Yamaha для России
Обзор снегохода Yamaha Venture 700
Обзор снегохода Yamaha VK540V Viking
Обзор Yamaha VK10 Professional II EPS
Обзор снегохода Arctic Cat ZR440
Обзор снегохода Ski-doo Mach Z 800
Обзор снегохода Arctic Cat Bearcat 340
Снегоходы Bombardier
Русские сани для снегохода
Устройство для прокладки лыжной трассы
Установка реверса на снегоход TIKSY 250
Установка электрозапуска на снег. БУРАН
Снегоход на дороге и ГИБДД

Снегоходы от BRP 2018 года (обзор и тест-драйв)



Коли окрестности укрыты снегами, а погода благоволит, то что может быть прекраснее катания на снегоходе! Весной 2017 года компания BRP провела масштабный показ новых моделей снегоходов, приуроченный к полувековому юбилею бренда Lynx. В России начинается зимний сезон, и значит, самое время достать материал из загашника.

Итак, март 2017 года.

В Москве уже журчит ручейками весна, снега почти нет, а в финском Рованиеми на улицах огромные кучи оного, такое ощущение, что его тут не вывозят, а просто гурту ют повсюду, где возможно. Таять эти белые феи (самая высокая гора Финляндии - Халти, на русский язык переводится как «фея») будут, наверное, до лета. А как приятно хрустеть подошвами обуви по сухой гранитной крошке, а не чавкать по соленой слякоти!

На одном из перекрестков вижу своеобразную инсталляцию: небольшой островерхий чум, а рядом с ним - снегоход, модель, выпускавшаяся много-много лет тому назад. Как же за это время ушла вперед конструкторская мысль снегоходостроителей! Но с таких вот моделей все начиналось.

В 1959 году Жозеф-Арман Бомбардье создал свой первый снегоход. Модель Ski-Doo SK-60 выпускалась серийно, теперь один из тех первых образцов представлен в музее снегоходов, что расположился прямо на Полярном круге.

Кстати, Рованиеми находится всего на несколько километров южнее знаковой географической параллели, и, отправляясь на тесты снегоходов в леса, мы каждый раз ее пересекали. Настоящая туристическая Мекка! В отстроенном дворце даже принимает всех желающих Санта-Клаус. Невольно вспоминаются точки на Полярном круге в России, на которых мне доводилось бывать: на трассе в Мурманск, в Салехарде, в районе Нового Уренгоя. Лишь в столице Ямало-Ненецкого АО Круг обозначен прилично, в других местах путешественник встретит удручающе ободранные, загаженные стелы и более ничего. А финны построили целый туристический центр. Так вот, в снегоходном музее мы увидели самые первые снегоходы, но сами мы опробовали на ходу модели 2018 модельного года.

Тесты проходили на болотах и замерзших озерах, коих тут великое множество. Все время не давала покоя простая мысль: с точки зрения пейзажа вокруг та же Карелия, но как же все культурно и цивилизованно! Выкатываешься, например, на болото, вокруг до горизонта -сопки, поросшие редким лесом. Глушь, да не совсем: неожиданно из снега вырастает столбик, на котором обозначены направления пеших или лыжных маршрутов; неподалеку виднеется какой-то плакатик, на нем приведена краткая историко-ланд-шафтная справка об этих местах. А наш инструктор финн советует скататься в лес: там сохранилось (и бережно сохраняется!) старое саамское поселение. У нас же в лучшем случае в таких «атмосферных» местах обнаружишь кособокую прокопченную охотничью избушку с засаленными нарами да помойку вокруг, а от старых деревень осталось лишь одно воспоминание...

Под секцией сиденья Commander - небольшой, но достаточно вместительный «бардачок»

УТИЛИТАРНЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ

На опушку болота еду на Lynx Commander 5900 юбилейной серии. Среди нескольких десятков снегоходов, ждущих нас в начале маршрута, поначалу выбираю сугубый утилитарник, хотя многие из коллег сразу застолбили так называемые «горники», или модели для фрирай-да - катания по глубокому снегу. Commander с гусеницей шириной полметра, конечно, тоже на целине не промах, но масса и компоновка машины не позволяют лихачить, как на спортивных моделях. Очевидно, что для активной езды нужен и соответствующий опыт у райдера!

Дорогой на болото, на укатанной трассе (коих, кстати, в Финляндии едва ли не больше, чем дорог автомобильных!) сполна ощущаю мощь и подхват 90-сильного, 899-кубового, трехцилиндрового, четырехтактного, конечно, мотора. Особенно хорошо играть в драйв, переведя его настройки в режим Sport. Делать это можно в любой момент, на ходу - достаточно щелкнуть клавишей под левой рукой. Соответствующий значок загорается на приборке. Любопытная особенность: курок газа можно перевернуть, так, чтобы давить на него нужно было не большим пальцем руки, а указательным, как, например, на гидроцикле. Мне такой вариант кажется более удобным, хотя, конечно, это дело личных предпочтений.

Нам пониженная передача в трансмиссии не требовалась, мы ведь катались без груза и большей частью в одиночку

Спокойный, более экономичный режим активирую, съехав в глубокий снег. Спешившись, проваливаюсь чуть ли не по пояс, но на снегоходе петляю среди деревьев уверенно. Конечно,контролирую ситуацию, чтобы ненароком не закопать машину в повороте, и с лыжами Blade ХС, устанавливаемыми на эту модель, у меня это получается неплохо. Впрочем, все равно жарко, так что тумблер подогрева сиденья давно переведен в положение Off. Подогревающиеся ручки руля и курок газа - это для современных снегоходов норма, а вот чтобы еще и сиденье подогревалось... На Commander же это даже не опция, а базовое оснащение. Мало этого: съемное сиденье пассажира тут тоже с подогревом! Техника BRP - колесная, снегоходная или водная - это всегда высокий класс, и знакомство с первым же утилитарником в ходе нашего теста это только подтверждает.

К 50-летию бренда Lynx выпущена юбилейная серия Commander 5900 - мощный, практичный и красивый утилитарный снегоход

Меняюсь с коллегой - отдаю ему Commander и овладеваю Lynx 69 Ranger 900 АСЕ. Честно говоря, заметной разницы не ощущаю, но это на укатанном снегу. По целине же машина идет немного увереннее, что и понятно: технически машины весьма схожи, но принципиальное отличие заключается в гусенице - у Ranger ее ширина составляет 600 мм, она также немного длиннее.

КОГДА РАБОТА ПОДОЖДЕТ!

Утюжа снег на «утюгах», простите - на «утилях», раз за разом находя все меньше нетронутого снегоходами снега, где кататься особенное удовольствие - внушительный десант из России быстро исчерчивает девственные просторы следами гусениц во всех направлениях, - я с завистью наблюдаю за коллегами. Они оседлали так называемые «тарники» - правильнее будет называть их снегоходами для глубокого снега. И слово «оседлали» в данном случае не вполне верное, поскольку сидеть, катаясь на таких машинах, почти не приходится. А значит, и мягкое удобное сиденье тут ни к чему - оно здесь узкое и короткое.

В музее снегоходов на Полярном круге можно в деталях рассмотреть подвеску, придуманную Паули Пиппола

Вообще, машины этого типа ничем не напоминают утилитарные, и в 2018 модельном году Lynx представляет новую версию модели Boondocker, которая производится в пяти вариациях. Три из них построены на совершенно новой платформе Radien, созданной, как утверждают финны, с чистого листа. Во главу угла при проектировании таких снегоходов ставится вес: машина должна быть как можно легче. Новая платформа легче предыдущей REX2 существенно - на 20 кг. Набирали эту разницу буквально по крупицам: облегчили раму, рычаги подвески, теплообменник системы охлаждения двигателя, а также многое-многое другое.

Главная новинка сезона от BRP -снегоход для глубокого снега Boondocker на новой платформе Radien

Очевидно, что при подобном подходе разработчиками в штыки воспринимается система электрозапуска мотора, хотя бы потому, что в ее состав входит тяжелая аккумуляторная батарея. Поэтому часто ограничиваются лишь ручным стартером, но, обессилев от езды в снегах, порой бывает трудно дергать еще и шнур стартера. На Boondocker нового поколения появилась инновационная система пуска двигателя под названием SHOT. Впрочем, идея не такая уж и новая - мотор запускается от конденсатора. Специальное магнето накапливает в нем заряд, который затем используется для проворачивания коленвала, при этом магнето становится электродвигателем (стартером). Мотор спроектирован таким образом, что для его запуска достаточно провернуть коленвал на 1 / 3 оборота. Похоже на правду: от руки двигатель пускается легко, не надо что есть мочи раскручивать на себя пусковой шнур. Разумеется, со временем заряд конденсатора падает, но производитель гарантирует пуск в течение 30 минут после остановки двигателя. Конденсатор заряжается за 20 секунд после горячего пуска и за 2 минуты после холодного старта. Для запуска двигателя надо просто нажать маленькую кнопочку слева на руле. Естественно, перед началом катания, после длительной стоянки, придется приложить физические усилия, дергая за пусковой шнур.

На снегоходах BRP применяется оригинальное техническое решение: курок газа можно повернуть под большой или указательный палец руки - кому как удобнее


       

Мотор, конечно, двухтактный - он приемистее четырехтактника, что и требуется снегоходам такого толка. Никакие передачи для движения, как это происходит у утилитарников, тут выбирать не надо: завел и поехал. Коробки передач нет, и это тоже работает на снижение веса машины. Но при необходимости сдать назад можно - нужно нажать соответствующую кнопку, при этом мотор перезапускается в обратную сторону - двухтактная система такое позволяет. Естественно, что снегоход при этом поедет назад, напоминая и предупреждая об этом прерывистым и пронзительным зуммером.

Модернизирована передняя подвеска LFS на поперечных рычагах, ход ее увеличился на 25 мм по сравнению с предшественником. За счет смещения двигателя ближе к продольной оси снегохода удалось добиться равномерного распределения нагрузки по лыжам, теперь это строго 50/50, и это сказывается на управляемости. Ранее лыжи были загружены неравномерно, поэтому при выполнении правого и левого поворотов приходилось по-разному группироваться, компенсировать своим весом неравномерную загрузку лыж. Отныне необходимость в этом отпала.

Задняя подвеска PPS2 (конструктив подвески такого типа придумал известный финский гонщик Паули Пиппола, отсюда и название - Pauulli Pippola Suspension) получила облегченные рычаги, полозья и опорные ролики трака. Важное ее отличие от подвески снегоходов предыдущего поколения - изменение конструкции рычажной системы, позволившее отказаться от поперечины внизу. Благодаря этому снег теперь свободно пролетает между нижней и верхней ветвями трака, не забивает подвеску - машина в процессе езды по рыхлому снегу более не утяжеляется из-за снега, набившегося в заднюю подвеску.

Трак впечатляет! Прежде всего, своими высоченными грунтозацепами - я бы даже назвал их лопатками для загребания снега - все-таки высота их 2.5-3.0 дюйма (зависит от комплектации). А вот тоннель, в котором вращается трак, укоротили на 215 мм, теперь он меньше выдается назад, делая снегоход более маневренным. И нет лопуха заднего брызговика, который постоянно норовил завернуться под гусеницу, мешал кататься «на пяточке» - когда райдер задирает снегоход назад, примерно как мотоцикл на заднее колесо. Но брызговик все же имеется - весьма странный с виду узкий щиток из пластика над задней частью гусеницы. Служит он, главным образом, для более эффективного закидывания снежной пыли на теплообменник тоннеля, что способствует лучшему охлаждению двигателя. Наверное, это особенно актуально при езде по укатанной трассе, когда снег летит в тоннель не так активно, как на пухляке. Для этого случая предусмотрены и пружинные скребки по бокам трака, поднимающие эту снежную пыль.

     

Платформа Radien уже, чем REX2: по днищу на 100 мм, по боковым подножкам на 45 мм с каждой стороны. Узкое сиденье и топливный бак, скругленные боковые панели, крупные отверстия в подножках - все это позволяет райдеру быстро менять посадку, управляя снегоходом. Впрочем, несмотря на кажущуюся аскетичность сиденья, добираясь на Boondoker от тестовой площадки на болотах до лагеря, а это километров 20, я чувствовал себя вполне комфортно, когда уставал ехать в стойке и присаживался. К слову, езда по снегоход -ной трассе, местами сильно ухабистой, на «горнике» мне понравилась больше, чем на «утилите»: подвеска явно лучше справляется со своими обязанностями. Созерцание же идущей колонны разномастных снегоходов рождает ровно обратные мысли: как, наверное, тяжко ехать на спортивных, драйверских машинах, и как, должно быть, комфортно на вальяжных утилитарникэх.

Ha Lynx Boondocker или аналогичных моделях ездят вот так! Кто умеет, конечно..

Ski-Doo MXZ X-RS получил новую платформу REV-4, двигатель 85Q E-TEC - также отличный вариант для «отжига» на глубоком снегу!

Итак, платформа Radien - основное, что появилось в снегоходах Lynx 2018 модельного года. Помимо трех Boondocker - RE 3700, DS 3900 и DS 4100 {чем больше число, тем длиннее трак, цифры указывают его примерную длину в мм) - эта платформа появилась также на моделях RAVE: RE 3300 и XTR1M RE 3500. Это уже снегоходы более универсальные, что ли, пригодные не только для того, чтобы зажигать в пухляке, но и гонять по трассам. Для этого, например, у RAVE увеличена колея лыж, чтобы увереннее проходить повороты на скорости.

У модели изменены параметры передней подвески, по сравнению с предшественником, несколько переработано рулевое управление.

И конечно, тут заметно короче трак, он не со столь агрессивным зацепом. XTRIM - это тоже своего рода кроссовер: снегоход, умеющий ездить как по глубокому снегу, так и по укатанному.

ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ

На мой взгляд, в линейке Lynx даже слишком много моделей, определиться с выбором внутри одного сегмента машин не так-то просто -надо очень отчетливо представлять, чего ты хочешь от снегохода, хорошо знать свой регион катания, отдавать себе здравый отчет о собственных навыках владения техникой. Ситуация усугубляется тем, что помимо Lynx есть еще и Ski-Doo, и при взгляде на разнообразие моделей этого бренда глаза тоже разбегаются. Кстати, много лет назад название этой марки появилось в результате типографской ошибки: снегоход хотели назвать Ski- Dog -снежный пес. Ошибку почему-то исправлять не стали.

Кнопка системы SHOT. Нажимаешь на нее, и мотор перезапускается в обратную сторону -снегоход едет назад

Линейка Ski-Doo в 2018 модельном году также обновилась. Модели MXZ и Renegade X-RS получили новую платформу REV Gen4 и оснащаются двигателем Rotax 850 Е-ТЕС. Увеличена прочность несущей конструкции - центрального тоннеля (по сути, рамы машины), подножки стали шире и изменилась их конфигурация - ноги райдера держатся на них лучше. Внедрение регулируемой рулевой колонки с проставкой и установка передней подвески RAS-3, с регулируемыми амортизаторами, позволяют более точно управлять снегоходом.

Катание на снегоходах ВRP 2018 модельного года вызвало у нас настоящий эмоциональный взрыв

Для некоторых марка Ski-Doo в первую очередь ассоциируется с моделью Freeride, название которой как раз и переводится как «свободное катание», то есть вне трасс, по глубокому снегу. Эти модели (во множественном числе, поскольку их несколько, разнящихся прежде всего длиной трака) также отныне базируются на платформе REV четвертого поколения. Стоит отметить новые подножки Profit на длинногусеничных моделях. Кстати, в наступающем сезоне будет предлагаться Freeride с еще более длинным, чем ранее, траком - длиной 165 дюймов.

Еще один «фановый» снегоход -Ski Doo Summit X -1 также доставляет большое удовольствие на целине, надо лишь поднатореть в управлении машинами такого типа

Еще одна модель в линейке, предназначенная для целины и гор, - Summit. Название также говорит само за себя. Модели X и SP, также получившие новую платформу, будут оснащаться траками длиной до 178 дюймов. Система запуска двигателя SHOT, о которой мы рассказали выше, - это и про Summit X/SP. А кроме того, машины этой модели получили яркую голубую раскраску, и отлично смотрятся среди зимних пейзажей.

Такая картина на улицах заснеженного Рованиеми мало кого удивляет, нам же, конечно, в диковинку

ЛЕТОМ - «ГИДРИК», ЗИМОЙ - «СНЕЖИК»!

Повторюсь, от обилия моделей снегоходов BRP рябит в глазах, разглядываешь ли ты картинки в каталогах или созерцаешь машины воочию на площадке, зная, что можешь оседлать любую, чтобы испытать ни с чем не сравнимый драйв. Впрочем, почему ни с чем не сравнимый?

Я, например, доселе тяготеющий больше к утилитарным моделям, более понятным и покладистым, в этот раз захотел попробовать «зажигалки» - машины для глубокого снега.

Уж больно заманчиво было смотреть, как гарцуют на Boondoker, Freeride или Summit опытные товарищи. Так вот мне показалось, что эмоционально, да отчасти и технически, это примерно то же... что гонять на стоячем гидроцикле! Пока не войдешь во вкус, хоть немного не освоишься, аппарат кажется совершенно никчемным, каким-то бестолковым, но если уж начинает что-то получаться, то за уши не оттянешь. Впрочем, оттягивать не надо - сам отойдешь: силы тают намного быстрее, чем наступает эмоциональное насыщение от катания. Что ж, тут рецепт только один - надо тренироваться, качать бицепсы. И тогда...

Текст: Андрей Фаробин, Фото: автор и Лина Арнаутова, журнал "Полный привод 4x4"