Снегоход Тайга

 руководство по ремонту и эксплуатации
           



Эксплуатация    Двигатель   Трансмиссия   Подвески    Корпус/рама   Электрика/схемы    Каталог з/ч
 
 Дополнительные статьи
Обзор снегохода Тайга
За рулём туристических снегоходов "Polaris"
Снегоходы Polaris на выставке
Тест снегоходов Polaris в Сибири (2000 г)
Обзор снегохода Polaris 550 Indy Voyager
Краткий обзор снегохода "Рысь"
Обзор снегоходов Yamaha
Снегоходы Yamaha для России
Обзор снегохода Yamaha Venture 700
Обзор снегохода Arctic Cat ZR440
Обзор снегохода Ski-doo Mach Z 800
Обзор снегохода Arctic Cat Bearcat 340
Снегоходы Bombardier
Русские сани для снегохода
Устройство для прокладки лыжной трассы
Установка реверса на снегоход TIKSY 250
Установка электрозапуска на снег. БУРАН


Хозяин "Тайги". Русский снегоход для экстремальных условий


тест-драйв снегохода тайгаЯ - жертва технологии производства газеты "Клаксон". Этот предновогодний номер готовился еще в ноябре. И зам. главного редактора Александр Бахарев был непреклонен: "Твои проблемы, что снега мало! В декабрьском номере нужен тест снегохода!" На следующий день звонок: машина с фаркопом возле подъезда, снегоход стоит на прицепе. Вперед! Потребовать у зам. главного еще одну машину со снегом я не рискнул, опасаясь за гонорар. Вперед так вперед... Благо, на прицепе стояла не какая-нибудь "нежная" импортная машина, а российская "Тайга". Выносливый снегоход-"внедорожник" для экстремальных условий.

ЭТО новейшее поколение отечественных снежных машин. У "Тайги", на мой взгляд, все должно сложиться "Слава Богу". Она даже внешне разительно отличается от других отечественных снегоходов типа "Бурана"или "Рыси". С последними порой происходят вещи анекдотические.

...Вот стоят в салоне несколько новехоньких "Рысей". Приходит покупатель. Начинает расспрашивать менеджера. Какой мотор? Такой-то... А мощность? Такая -то... Сколько стоит? Столько-то... Ясно! А новый-то сколько будет стоить? "Помилуйте, перед вами новый снегоход!" - изумляется менеджер. Далее -немая сцена...


Российская "Тайга" выглядит не хуже иностранных снегоходов

Прежде все отечественные снегоходы, даже новые, выглядели как подержанные. И потому "Тайга" сразу подкупает аккуратным "иномароч-ным" видом. Не украшай обтекатель надписи на родной кириллице, аппарат действительно можно принять за импортный. "Т&йга" щеголяет не только внешним лоском. Я придирчиво исследовал закоулки под капотом, переднюю подвеску, вращающий гусеницу механизм. Все сделано аккуратно, с достоинством, со знанием дела. 'Такой снегоход и ездить должен хорошо," - подумал я, усаживаясь в седло и нажимая кнопку электростартера.


       

...Слышали анекдот про бассейн в сумасшедшем доме? Комиссия спрашивает больных: "Как живете? Всем довольны?" И психи отвечают: "Все хорошо. Кормят отлично. Вот даже бассейн построили. Плаваем, ныряем... Главврач обещал, что если хорошо будем себя вести, в него воды нальют..." Поначалу езда по десятисантиметровому слою первого снега показалась аналогом "плавания" в бассейне без воды. На промороженной пашне трясло порядком, однако подвеска достойно справлялась со столь варварской поверхностью. Более того, на опушке леса нашелся километровый участок, где снега было чуть побольше. Там "Тайга" охотно набрала 100 км/ч. Я видел, как подергивались лыжи на неровностях, однако снегоход уверенно держал прямую и четко повиновался рулю. Отлично!

бардачок под сидением снегохода
Второй багажник скрывается под седлом

В лесу снега было еще больше. На просеке нашлось несколько поворотов. которые я пробовал проходить в разных режимах. Вплоть до экстремальных, когда приходилось, словно на спортбай-ке, "вывешивать" тело в сторону. На виражах 'Тайга" ведет себя вполне надежно. Без особого проворства, конечно... Так, не стоит забывать, что перед нами не спортивная модель, а тяжелый снегоход-"внедорож-ник", способный передвигаться не только по ровным полям, но также по пересеченной местности. Если она засыпана рыхлым глубоким снегом, не помешает натянуть на лыжи широкие пластиковые "лапти" - они предлагаются в качестве дополнительного оборудования и заметно повышают проходимость. С ними 'Тайга" становится отличным снегоходом для охотника, в седле которого не страшно забираться в глухие дебри.

гусеница снегохода
Гусеница шириной свыше полуметра наделяет "Тайгу" отменной проходимостью

Сами же лыжи изготовлены из стали. Да. большинство импортных снегоходов снабжаются пластиковыми полозьями -они легче скользят и управляемость лучше. Зато стальные прочнее. В седле снегохода с такими лыжами не страшно пересечь, например, очищенную асфальтовую дорогу. Словом, "Тайга" не боится тяжелых условий.

...В мире существуют, думаю, от силы полдюжины моделей снегоходов, в седле которых я отважился бы взобраться на этот крутой склон, где ветер местами выдул снег, обнажив песчаный грунт. Включаю понижающую передачу (как и полагается "внедорожнику"). Потихоньку двигаюсь вперед. И 'Тайга" на глазах у изумленного фотографа не спеша вознесла меня на вершину холма. Благодаря ухватистой гусенице шириной более полуметра (чему позавидуют иные импортные снегоходы-"вне-дорожники") российский аппарат отличается отменной проходимостью.

проходимый снегоход тайгаТут ловлю себя на мысли: "Читателю может показаться, что я чрезмерно хвалю машину". Поэтому хочу "утешить" скептиков: "Тайга" не только самый передовой из отечественных снегоходов, но и самый дорогой. В зависимости от комплектации аппарат стоит $3.500-3.700. Сумма приличная, однако несравнимо меньше тех денег, которые запрашивают за самые примитивные импортные машины. А зарубежные снегоходы-"внедорожники" с широкой гусеницей и понижающей передачей вообще семь-девять тысяч стоят.

Кстати, высокая цена "Тайги" не высосана из пальца. На мой взгляд, как потребителя, она вполне обоснована благодаря широкому использованию дорогих комплектующих. Так, небьющееся ветровое стекло изготовлено в России, но из импортного материала. Электростартер - чешский. Ремень вариатора сделан по немецкой лицензии. В недрах 2-ци-линдрового мотора-"пя-тисотки" двигаются поршни с тавром "Made in

Austria". Раздачей топлива ведает японский карбюратор "Mikuni". С ним двигатель развивает 43 силы. Трансмиссия имеет передачу заднего хода -тоже важный момент!

В следующем году должна появиться более мощная 53-сильная модификация "Тайга Спорт" с двумя карбюраторами и раздельной системой смазки (для предоставленного нам аппарата пришлось готовить бен-зиномасляный коктейль). Снегоход будет легче стандартного варианта и, видимо, весьма подходящ для быстрого вождения...

Краткая техническая характеристика снегохода "Тайга СТ-500Д"

Длина ...321 см
Сухая масса ....260 кг
Грузоподъемность ...200 кг
Масса буксируемого прицепа ...до 220 кг
Двигатель ...2-цил., 2-тактный, 497 куб. см
Мощность ....43 л.с.
Расход топлива ....от 18,5 л/100 км
Запас топлива ....40 л

Тут хочу сделать небольшое отступление, касающееся правил эксплуатации снежных машин. Причем это относится не только к "Тайге", но и ко всем снегоходам - "внедорожникам". На моделях такого класса не следует гонять сломя голову:ускоряться на пределе возможностей мотора, часто и долго ездить на максимальной скорости. Механики сервисов знают, как быстро горе-водители приканчивают "внедорожники", катаясь в компании с друзьями, которые едут на скоростных спортивных или туристических аппаратах. Попытки поддерживать на "внедорожнике" высокий темп движения обычно заканчиваются прогаром поршней, развалившейся трансмиссией и другими неприятностями. Скажем, за рулем "Land Rover"" или "Pajero" вам даже в голову не придет удерживаться на хвосте "BMW М5" или "Porsche". Так зачем уродовать снежный внедорожник, пытаясь поспеть за каким-нибудь скоростным "Ski-Doo Adrenaline"?..

"Тайга" полностью раскрывает себя в спокойных длинных вояжах на скорости 60-80 км/ч. Обогреваемый руль наполняет теплом ладони. Сзади, облокотившись на высокую мягкую спинку пассажира, сидит подруга. В багажнике, который входит в серийную комплектацию 'Тайги", лежит пакет с углем и мангал. Во втором - под седлом -мясо для шашлыка и бутылочка хорошей водки. Позади остаются километры и километры безмолвного зимнего леса... И тогда понимаешь, как хорошо быть хозяином 'Тайги".

Вячеслав КИЦИС, фото Сергея ИВАНОВА