Двигатель
Двигатель для Барс 850
Неисправности двигателя
Обслуживание двигателя
Снятие, разборка и ремонт двигателя
Проверка и контроль двигателя
Система питания
Неисправности топливной системы
Обслуживание топливной системы
Система зажигания
Система охлаждения
Cистема впрыска масла
Насос впрыска масла
Ручной стартер (замена, разборка)
Смазка ручного стартера
Карбюратор (замена, ремонт)
Регулировка карбюратора
Топливный насос
Замена масла в 4-х тактном двигателе

Двигатель


Однокарбюраторный двигатель (А)

однокарбюраторный двигатель рмз 500

Двухкарбюраторный двигатель (В)

двухкарюраторный двигатель снегохода тайга

Технические данные двигателя

МОДЕЛЬ МАШИНЫ

"ТАЙГА" СТ-500Д

Тип двигателя

РМЗ-500

Число цилиндров

А

В

2

Диаметр цилиндра

мм

72,0

Ход поршня

мм

61,0

Объем цилиндров

см3

496,7

Степень сжатия (геометрическая)

10

Максимальные обороты двигателя (1)

±100 мин'1

6500

6800

Зазор в стыке поршневых колец

Новый

мм

0,2

Предел износа

мм

1.0

Зазор канавки поршня/кольца

Новый

мм

0,03

Предел износа

мм

0,2

Зазор между поршнем и цилиндром

Новый

мм

0,08

Предел износа

мм

0,4

Зазор по торцу шатуна

Новый

мм

0,2

Предел износа

мм

0,7

Осевой люфт коленвала (2)

мм

0,3

Максимальное биение шеек цапф коленвала

мм

0,08

Система зажигания РЗП

Мощность генератора

W

135

Зажигание

БСЗ (тиристорная)

Свеча зажигания

NGK BR9ES

Зазор свечи

мм

0,45

Синхронизация зажигания (3)

мм

1,66

Катушка датчика (4)

Ω

3,5-4,5

Зарядная катушка (4)

Ω

550-600

Катушка освещения (4)

Ω

0,12-0,15

Высоковольтный трансформатор (4)

Первичная

Ω

0,3-0,5

Вторичная

кΩ

8-9

Система зажигания DUKATI

Мощность генератора

W

200

Зажигание

БСЗ (тиристорная)

Свеча зажигания

NGK BR9ES

Зазор свечи

мм

0,45

Синхронизация зажигания (3)

мм

1,66

Катушка датчика (4)

Ω

140-180

Зарядная катушка (4)

Ω

230-330

Катушка освещения (4)

Ω

0,05-0,6

Высоковольтный трансформатор (4)

Вторичная

КΩ

5,1-6,3

Карбюратор

VM 32

2xVM34

ГТЖ

250

210

Распылитель

159 0-0

Жиклер холостого хода

25

Обозначение иглы - положение зажима

6DH8-4

Регулировка положения поплавка

±1 ММ

23,9

Винт регулировки качества смеси

±1/16 об.

1,5

Обороты холостого хода

мин'1

1600.

..1750

Тип бензина/октановое число

АИ-92

Смазка двигателя - смесь масла с топливом

1:50

Система впрыска масла

Е11

Регулировка натяжения вентиляторного ремня

Прогиб (5)

мм

8...9

Сила

кг

5

А – двигатель с одним карбюратором;
В – двигатель с двумя карбюраторами

  Обороты двигателя на режимах максимальной мощности.
  Осевой люфт коленвала не регулируется.
  При 6000 об/мин (двигатель холодный) с включенной фарой.
  Все измерения сопротивления должны проводиться с деталями при комнатной температуре (~ 20 ºС). Температура существенно влияет на замеры сопротивления.
  Усилие, приложенное посередине между шкивами для получения заданного прогиба.

На снегоходе установлен двухцилиндровый, двухтактный с петлевой кривошипно-камерной продувкой, карбюраторный двигатель модели РМЗ-500 принудительного воздушного охлаждения. Рисунок 13 соответствует базовой комплектации двигателя. По просьбе потребителя на двигателе могут быть установлены два карбюратора, система раздельной смазки и система электрозапуска.

Коленчатый вал

Коленчатый вал состоит из левой 4, правой 30 и средней 31 цапф и щеки 32, соединенных между собой прессовыми посадками. Опорами коленчатого вала служат пять подшипников 2. Выходящие из кривошипных камер картера концы коленчатого вала уплотнены манжетами 3. На правом конце коленчатого вала установлен маховик 29 (ротор магдино), на левом – центробежный регулятор вариатора.

Шатуны

Шатуны 33 обеспечивают шарнирную связь поршней с вращающимся коленчатым валом. В отверстиях верхней и нижней головок шатуна установлены игольчатые подшипники. Радиальный зазор в подшипниках составляет 0,012...0,024 мм. Указанные зазоры обеспечиваются сортировкой по диаметру на размерные группы роликов подшипников, поршневого и кривошипного пальцев и соответствующих отверстий шатунов. Маркировка группы отверстий шатуна выполнена на стержне около каждой головки (цифрами 1... 6 для верхней головки, цифрами 1...7 для нижней головки).

Поршни

Поршни 11 отлиты из алюминиевого сплава. Для поршневых колец на боковой поверхности головок проточены две кольцевые канавки. Стальные стопорные штифты в канавках фиксируют замок каждого кольца в определенном положении, что предохраняет кольца от поломок. В средней части поршня имеются приливы с отверстиями для установки поршневого пальца.

Чтобы при тепловом расширении поршень мог свободно перемещаться, он установлен в цилиндр с зазором. Зазор между юбкой поршня и цилиндром в холодном состоянии составляет 0,08...0,10 мм.

Для обеспечения подбора по гильзам поршни выпускаются трех размерных групп: М, С, Б (малый, средний, большой). Обозначение размерной группы нанесено на внутреннем пояске юбки поршня. По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на две размерные группы: группа маркируется буквами Б и Ч. При смене поршня необходимо ставить поршень соответствующей группы.

устройство двигателя

Рисунок 13 – Двигатель – 1 – нижняя половина картера; 2 – подшипник; 3 – манжета; 4 – цапфа левая; 5 – верхняя половина картера; 6 – подшипник игольчатый; 7 – прокладка; 8 – палец поршневой; 9 – кольцо поршневое нижнее; 10 – кольцо поршневое верхнее; 11– поршень; 12 – цилиндр; 13 – кольцо уплотнительное; 14 – головка цилиндра; 15 – свеча зажигания; 16 – наконечник свечи; 17 – корпус вентилятора; 18 – подшипник; 19 – шкив ведомый; 20 – ремень вентиляторный; 21 – крыльчатка вентилятора; 22 – воздухозаборник; 23 – гайка; 24 – валик; 25 – кольцо регулировочное; 26 – ручной стартер; 27 – гайка; 28 – шкив ведущий; 29 – маховик; 30 – цапфа правая; 31 – цапфа средняя; 32 – щека; 33 – шатун; 34 – шпилька

двигатель в сборе

35 – коллектор выхлопной; 36 – впускной коллектор; 37 – крышка впускного коллектора; 38 – хомут; 39 – муфта коллектора впускного; 40 – карбюратор; 41 – рукоятка ручного стартера

Поршень в цилиндр устанавливается таким образом, чтобы нанесенная на головке поршня стрелка была направлена в сторону выпускного окна цилиндра.

Поршневые кольца

На каждом поршне установлены по два поршневых кольца 9 и 10, обеспечивающих необходимое уплотнение между поршнем и цилиндром и отвод тепла от головки поршня к стенкам цилиндра. В замке кольца предусмотрен тепловой зазор. При установке колец в цилиндр двигателя на глубину 15...16 мм от верхней кромки гильзы зазор должен быть: у верхнего кольца 0,20...0,45 мм, у нижнего – 0,20...0,35 мм. Зазор между торцами кольца и канавки при сжатии кольца до диаметра 72мм должен составлять 0,03...0,07 мм у нижнего кольца и 0,035...0,08 мм – у верхнего кольца.

Поршневые пальцы

Поршневые пальцы 8 предназначены для шарнирного соединения поршня с шатуном. По наружному диаметру поршневые пальцы сортируются на две размерные группы. Группы маркируются буквами Б и Ч на наружной поверхности пальца. При сборке палец с поршнем подбирают одной группы.

Цилиндры и головки цилиндров

Цилиндры 12 состоят из алюминиевой рубашки и запрессованной в нее гильзы. Чтобы обеспечить селективную сборку сопряжения "гильза-поршень", цилиндры выпускают трех размерных групп. Размерные группы обозначены буквами (М, С, Б) и ударным способом нанесены на пояске у нижнего торца цилиндра. При смене цилиндра необходимо ставить цилиндр соответствующей группы. На верхний торец цилиндра установлена головка 14 цилиндра. Для обеспечения требуемой степени сжатия головки выпускаются четырех размерных групп и маркируются цифрами 1...4. Между головкой и цилиндром установлено уплотнительное резиновое кольцо 13, между нижним торцом цилиндра и опорной плоскостью картера – прокладка 7. На картере каждый цилиндр с головкой закреплены с помощью четырех шпилек. Во избежание недопустимой деформации головки и цилиндра, гайки шпилек при сборке затягивают крест-накрест в два приема: сначала предварительно, а затем окончательно с моментом затяжки 2,2...2,4 кгс-м. Затягивать гайки следует только на холодном двигателе.

Картер

Картер состоит из двух половин 1 и 5. Между собой половины картера соединены болтами и винтами, затянутыми с моментом 2,2...2,4 кгс-м. При сборке плоскости разъема картера смазаны герме-тиком. Чтобы обеспечить соосность отверстий опорных подшипников коленчатого вала, обе половины картера обрабатываются совместно и поэтому невзаимозаменяемы. Четыре шпильки 34, ввернутые в приливы нижней половины картера, служат для крепления двигателя к подмоторному основанию. На фланце картера с правой стороны установлены основание магдино и корпус вентилятора 17.

Система охлаждения двигателя

Система воздушного охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от двигателя и включает в себя нагнетательный вентилятор и кожухи обдува. Основу вентилятора составляет корпус 17. В корпусе на двух маслонаполненных подшипниках 18 установлен валик 24 с ведомым шкивом 19, состоящим из двух полушкивов, и крыльчаткой 21. Крыльчатка приводится в действие клиновым ремнем 20 от ведущего шкива 28, закрепленного на маховике 29 магдино. Гайка 23 крепления шкива затянута с моментом 4,5...5,0 кгс-м.

Натяжение ремня осуществляется за счет перестановки регулировочных колец 25, находящихся между полушкивами, за наружную сторону заднего полушкива. При эксплуатации двигателя необходимо периодически проверять натяжение вентиляторного ремня. Под усилием 5±0,5 кгс ремень должен прогибаться на 8...9 мм. Слабое натяжение вызывает пробуксовку ремня при высоких оборотах двигателя и его разрушение от нагревания. Сильное натяжение выводит из строя подшипники ведомого узла вентилятора.

Попадание смазки на ремень не допускается.

Ручной стартер

Ручной стартер 26 расположен на фланце корпуса вентилятора с правой стороны двигателя. В корпусе стартера детали установлены на оси в следующем порядке: возвратная спиральная пружина, крышка, шкив с кулачком и шнуром, намотанным в канавку шкива, водило, шайба, пружина и кольцо, фиксирующее детали на оси. Внутренним концом спиральная пружина зацеплена за прорезь шкива, наружным –за прорезь корпуса пружины. Если смотреть с внутренней стороны корпуса стартера, навивка спиральной пружины должна быть направлена по часовой стрелке, навивка шнура – против часовой стрелки. Конец шнура выведен через отверстие корпуса стартера и закреплен в рукоятке стартера.

Система выпуска

Система выпуска предназначена для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя в атмосферу и уменьшения шума выпуска.

На снегоходах с однокарбюраторным двигателем система выпуска включает в себя глушитель и соединительный патрубок, через который глушитель соединен с выпускным патрубком цилиндров. К корпусу снегохода и соединительному патрубку глушитель крепится пружинами. Соединительный патрубок крепится к выпускному патрубку цилиндров также с помощью пружин.

На снегоходах с двухкарбюраторным двигателем система выпуска включает в себя глушитель, который пружинами крепится непосредственно к выпускному патрубку цилиндров двигателя и к корпусу снегохода.

Подвеска двигателя

Основание с двигателем крепится на раме снегохода в четырех точках на амортизаторах. К левой задней опоре основания двигателя крепится скоба регулируемого упора.

Двигатель к основанию крепится с помощью шпилек, ввернутых в приливы нижней половины картера. На каждую шпильку между двигателем и основанием установлена стальная втулка. Момент затяжки гаек крепления двигателя к основанию 2,7...3,0 кгс-м.

Для регулировки расстояния между шкивами вариатора и обеспечения параллельности осей шкивов, которая производится перемещением основания с двигателем, в основании выполнены пазы. Между передними амортизаторами и основанием установлены регулировочные шайбы, предназначенные для устранения перекоса осей шкивов вариатора. После регулировки гайки крепления основания затягиваются с моментом 2,7...3,0 кгс-м. В процессе эксплуатации затяжка гаек должна периодически проверяться, так как смещение основания с двигателем приводит к быстрому выходу из строя вариаторного ремня.

Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя

МОДЕЛЬ МАШИНЫ

"ТАЙГА" СТ-500Д

Тип двигателя

РМЗ-500

А

В

Н-м (кг/см)
Холодный
двигатель

Крепежный винт основания магдино

М5

5 (0,5)

Гайки или болты выпускного коллектора

М8

22 (2,2)

Гайка маховика магдино

М16

70(7)

М22

105(10,5)

Винты картера, шкива вентилятора

М8

22 (2,2)

Гайки или винты основания двигателя

М10

39 (3,9)

Гайки головки цилиндра

М8

22 (2,2)

Гайки или винты цилиндра

М8

22 (2,2)

Мб

9...10 (0,9...1,0)

Гайка вентиляторного вала

М16

45...50 (4,5...5,0)

А – двигатель с одним карбюратором;
В – двигатель с двумя карбюраторами

Видео