Обслуживание и подготовка снегохода к зимнему сезону
Зима - пора пересаживаться на снегоход! Но прежде, чем выезжать, необходимо подготовить его к сезону. Как? Расскажем об этом на примере снегохода Arctic Cat с четырёхтактным двигателем, который в данный момент есть в распоряжении редакции. Впрочем, большая часть наших рекомендаций актуальна и для двухтактной техники.
Снегоход, как и любая другая техника, нуждается в периодическом техническом обслуживании. Операция эта не слишком сложная, и при наличии желания вполне можно сэкономить на услугах сервиса и выполнить все необходимые манипуляции.
Информацию о перечне регламентных работ можно найти либо в инструкции по эксплуатации вашего снегохода, либо на одном из тематических ресурсов в интернете. Мы же сейчас просто перечислим основные моменты, на которые в первую очередь следует обратить внимание при подготовке снегохода к очередному сезону.
Так же как в случае с мотоциклом или автомобилем, всё начинается с замены масла. Большинство производителей рекомендует осуществлять эту операцию как минимум один раз в сезон или каждые 4000 км пробега. Некоторые компании считают межсервисный интервал в моточасах и рекомендуют обслуживать технику после наработки каждых 200 часов. Ну а то, что вместе с маслом всегда меняется ещё и фильтр, знают даже дети.
У снегоходов с двухтактными двигателями всё намного проще: нужно проверить уровень масла в маслобаке
и при необходимости долить его до верхней отметки. Для двухтактных моделей снегоходов можно применять только специальное масло, маркированное, как правило, литерами 2Т. «четырёхтактное»,а тем более обычное автомобильное масло не подойдёт. поскольку в двухтактных двигателях масло добавляется к топливу и сжигается вместе с ним, оно должно обладать высокой растворимостью и низкими показателями зольности - не образовывать в процессе сгорания большого количества сажи.
Когда с маслом закончено, можно переходить к проверке уровня охлаждающей жидкости. Если он недостаточен, требуется доливка. Мы для этой цели обычно используем готовый антифриз IPONE, который не надо разводить водой. Также производители обычно рекомендуют стравливать воздух из системы охлаждения.
Потом переходим к трансмиссии. Необходимо проверять шкивы вариатора на износ и наличие повреждений. Даже если всё в порядке, наверняка там скопились грязь и продукты износа, которые надо обязательно удалить.
Не будет лишней и очистка приводной цепи. Её необходимо тщательно смазать соответствующей смазкой и проверить силу натяжения.
Внимание
Основными моментами при регулировке гусеницы являются её натяжка и центрирование самого полотна. Такая необходимость нередко возникает даже на довольно новых снегоходах, поскольку приводные звёздочки относительно быстро притираются, а полотно вытягивается. проверка всегда должна проводиться на прогретой в движении гусенице. А прежде чем приступить к регулировкам узла, необходимо очистить подвеску от снега и льда, проверить её на наличие люфтов и, по возможности, устранить их.
Тормоз на снегоходе установлен на приводном валу, но по конструктиву он очень напоминает мотоциклетный. Соответственно, и все процедуры по его обслуживанию аналогичны. Проверяем остаточную толщину диска и колодок, очищаем суппорт, при необходимости смазываем его направляющие. Не забудьте проверить уровень тормозной жидкости в системе и, если требуется, долить её. Впрочем, если есть такая возможность, то раз в год жидкость лучше поменять полностью. Мы поменяли, так как у нас не было никакой информации о том, когда это делалось в последний раз.
Следующий пункт нашей программы - обслуживание воздушного фильтра. В зависимости от конструкции конкретного снегохода, он либо меняется, либо пропитывается специальной жидкостью. Сделали? Отлично, можно переходить к ревизии подвески.
Универсальных рекомендаций о том, какие узлы требуется регулярно шприцевать, дать невозможно. Точки смазки надо смотреть в описании конкретного снегохода. Но углы установки передних лыж проверяются при ТО на всех моделях без исключения.
Самый ответственный узел - это гусеница. В первую очередь надо проверить её состояние и убедиться в том, что провисание не выходит за рамки допусков. Важная процедура, о которой нередко «забывают» нерадивые мастера, - это проверка толщины склизов - пластиковых направляющих, по которым скользит гусеница. Обычно их измеряют штангенциркулем и, в случае необходимости, меняют. Допустимую остаточную толщину направляющих накладок можно посмотреть в технической документации снегохода. Не забудьте, что в приводе гусеницы тоже есть точки, требующие регулярного шприцевания!
Уже почти всё. Осталось проверить только рулевое управление на наличие люфтов и убедиться в работоспособности штатной электрики. Аккумулятор, кстати, стоит подзарядить заранее, так как в процессе обслуживания вам придётся несколько раз заводить и глушить мотор. Например, после замены масла и охлаждающей жидкости.
Вот теперь точно всё! Можно ехать. Как видите, ничего особо сложного в проведении планового ТО для снегохода нет. Все основные пункты мы перечислили. А вы уже решайте, стоит ли попробовать сделать всё это самостоятельно - или проще будет обратиться к квалифицированным механикам.